HomeПолезные статьиНеисправности подъемников, их механизмов и электрических схем.

Обязанности лиц обслуживающих подъемник

ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦ, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ПОДЪЕМНИКИ

Машинисты подъемников должны быть обучены по соответст­вующей программе и аттестованы квалификационной комиссией, организуемой руководством строительства, предприятия или учеб­ного заведения. Рабочие, управляющие грузовыми подъемниками, должны иметь удостоверение машиниста 3-го разряда, а грузопас­сажирскими— 5-го разряда. Машинисты грузовых и грузопасса­жирских подъемников должны иметь также 2-ю группу по электробезопасности.

К управлению подъемниками допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование. Допуск к работе машинистов подъемников, а также электромонтеров и лиц, выполняющих обязанности такелажника, оформляется приказом по ор­ганизации, эксплуатирующей машину.

Некоторые типы подъемников (например, грузовые, управляе­мые с наземного пульта) должны обслуживать еще двое рабочих. Они находятся внизу на загрузке порожнего грузонесущего органа или вверху, на месте его разгрузки на этаже. Оба рабочих должны быть специально обучены. Их назначают на эту работу приказом по организации.

В обязанности рабочих входят работы по загрузке и разгрузке грузонесущего органа, погрузка порожней тары на грузонесущий

орган, перемещение порожней тары на земле на расстояние 3 м, подача сигнала о готовности к вертикальному перемещению грузо- несущего органа, управление механизмом горизонтального переме­щения грузонесущего органа и механизмом опускания груза на междуэтажное перекрытие (или ручной привод этих механизмов). На шахтных подъемниках, предназначенных для строительства труб, сигналы машинисту подает стволовой.

Повторную проверку знаний машинистов и рабочих, обслужи­вающих подъемник, проводит квалификационная комиссия, назна­ченная приказом по организации: периодически не реже одного раза в год; при переводе машинистов из одной организации в другую; по требованию лица, ответственного за надзор, или инс­пектора Росгортехнадзора.

При аттестации машинистов (проводников) грузопассажирских подъемников в квалификационную комиссию должен входить пред­ ставитель Росгортехнадзора.

Машинисты подъемников должны знать инструкцию по экс­плуатации, конструкцию, грузоподъемность и назначение всех ме­ханических деталей и электрооборудования подъемника и обладать навыками управления подъемником и обслуживания его.

Обязанности машинистов подъемников по своему характеру и времени выполнения разделяются на обязанности перед началом, во время и по окончании работы.

Перед началом работы ежедневно машинист про­сматривает журнал сдачи и приемки подъемника, получает инст­рукцию мастера или прораба, надевает защитную каску и специальную одежду, проверяет подъемник на холостом ходу и устраняет неисправности. Если машинист не может сам устранить неисправности, он вызывает слесаря или электромонтера (в зави­симости от характера неисправности) или докладывает об этом лицу, которому подчинен. При этом машинист записывает неисправности в журнал.

Машинист подчиняется следующим лицам: ответственному за содержание подъемника в исправном состоянии (механику), ответ­ственному за безопасное производство работ по перемещению груза (начальнику участка, прорабу, мастеру), инженеру по надзору за подъемниками в части, касающейся содержания подъемника в исправном состоянии и соблюдению правил эксплуатации (инспек­тору Росгортехнадзора).


Машинист не имеет права пускать подъемник в работу, если не работают или ненадежно работают приборы безопасности: замки и контакты дверей грузопассажирской кабины, ловитель или огра­ничитель скорости, концевые выключатели, а также неисправны или не отрегулированы тормоза механизмов подъема груза или канаты механизма горизонтального перемещения грузонесущего органа. Запрещается работа подъемника также в следующих случаях: когда канаты изношены более допустимого предела или имеют какие-либо дефекты; не защищены приборы управления и другие электрические аппараты (рубильники, предохранители, магнитные пускатели, пульты управления); грузонесущий орган движется про­извольно или в направлении, не соответствующем нажатой кнопке; неисправны сигнализация, внутреннее или наружное освещение; есть опасные дефекты (износ, поломка, стук, вибрация) у механиз­мов подъема или горизонтального перемещения груза; не комплект­ны или слабо укреплены противовесы или балласт (на самоходном подъемнике); неисправны блоки и предохранительные приспособ­ления, в результате чего соскакивают канаты; сильно нагревается и искрит электродвигатель; не закрыты или не ограждены устройства для передач от электродвигателя к механизмам подъемника; не заземлены корпуса электродвигателя и пусковых аппаратов; пробита изоляция; ограждения и настил или ковш не очищены от мусора, грязи и остатков раствора, а зимой —от снега и наледи; ослаблены крепления настенных опор или нарушена прочность этих крепле­ний; загрязнены направляющие устройства для горизонтального перемещения груза; ненадежно закреплен механизм подъема на раме; неисправны этажные приемные бункера или откидные течки шахтного бетоноподъемника; отсутствует или неисправно внутрен­ нее или наружное освещение; не ограждена опасная зона и не вывешены предупреждающие плакаты; продольный уклон рельсо­вого пути самоходного подъемника или возвышение одного рельса над другим (поперечный уклон) превышают величины, указанные в паспорте подъемника.

Подпись: 129К работе машинист приступает после устранения обнаруженных дефектов, о чем должна быть сделана запись в журнале. Пробные включения механизмов подъема после ремонта машинист делает с разрешения и в присутствии лица, ответственного за ремонт. При этом предупреждают всех работающих на подъемнике о том, чтобы они находились в безопасном месте.

До начала работы машинист приводит в порядок свое рабочее место, протирает стекло кабины, убирает посторонние предметы, осматривает тару. Применяемая тара должна соответствовать рекомендованной инструкции по эксплуатации; инструмент, об­тирочные материалы, канаты, проволоку необходимо хранить в ящиках. Машинист знакомится с планом предстоящей работы и совместно с бригадиром устанавливает наилучший и безопасный порядок выполнения ее. При работе в несколько смен машинист, принимающий смену, осматривает подъемник с машинистом, сда­ющим смену.


Во время работы при управлении подъемником маши­ нист соблюдает правила технической эксплуатации подъемника и правила техники безопасности. Поднимать и опускать грузонесу- щий орган грузового подъемника можно только по сигналам рабо­ тах, обслуживающих подъемник. Во время работы запрещается ремонтировать, смазывать или чистить подъемник или электриче­ские аппараты, отлучаться с подъемника, не предупредив работаю­щих вместе с машинистом лиц. Даже при краткосрочной отлучке машинист обязан опустить грузонесущий орган в нижнее положе­ ние, выключить электродвигатель, запереть кабину (пульт управле­ния) на замок. На подъемниках ТП-16, ПГМ-7613, ПГМ-7623, ПГМ-7633, ТП-14, ТП-17, ТП-17А необходимо также вынуть ключ из кнопочного пульта управления, а пульт запереть в шкаф. На время отсутствия машиниста нельзя передавать управление подъ­емником стажеру.

Машинист должен поднимать груз плавно, без рывков; следить за правильной навивкой каната на барабан. На гладком барабане плотно укладывают от трех до пяти витков; в процессе работы подъемника не допускают ослабления грузового каната, что может привести к образованию петель, соскакиванию каната с барабана и ложному срабатыванию ловителей. На барабане всегда должно оставаться не менее 1,5 витка каната при нахождении грузонесущего органа в крайнем нижнем положении, не считая витков, находя­ щихся под зажимным устройством. На подъемниках с бесканатным механизмом подъема машинист контролирует визуально (на грузо­вых) или на слух (для грузопассажирских подъемников) нормальную работу реечного зацепления, останавливая немедленно грузонесу­щий орган в случае заклинивания или заедания ведущей шестерни.

Машинист обязан немедленно прекратить работу, если лицам, находящимся в зоне работы подъемника, угрожает опасность. Для экстренной остановки подъемников ТП-16, ПГМ, ТП-14, ТП-17 и др. он пользуется кнопкой «Стоп аварийный». Нажимая на эту кнопку, останавливают подъемник также при отказе электрообору­дования, например системы управления, «залипании» контактов пускателей, кнопок управления, в результате чего возможна авария.

Команду «Стоп» машинист обязан выполнить во всех случаях, даже если эта команда дана посторонним лицом.

Машинист прекращает работу и сообщает об этом администра­ции при приближении грозы; скорости ветра 12,4 м/с (6 баллов) и более; при недостаточном освещении места работы; сильном сне­гопаде или тумане, когда плохо виден поднимаемый груз.

Во время работы подъемника все движущиеся части привода должны быть закрыты кожухом, настил платформы должен нахо­диться в горизонтальном положении. При перегорании предохра­нителей, резком падении напряжения в сети ниже 15 % от номинального и других неисправностях в электрооборудовании машинист выключает все рубильники и сообщает об этом дежур­ному электромонтеру.

Машинист перед пуском или подъемом грузонесущего органа убеждается в том, что он полностью вышел из оконного проема. Запрещается оставлять грузонесущий орган в подвешенном состо­янии во время перерыва в работе, находиться под ним, входить в шахту шахтного подъемника и находиться под клетью. При необ­ ходимости грузонесущий орган опускают на опору и стопорят.

Запрещается поднимать груз, масса которого превышает номи­нальную грузоподъемность, или неизвестна, а также примерзший или защемленный груз; работать без обслуживающих рабочих, поднимать грузы без тары или грузозахватных приспособлений, если существует опасность падения этого материала во время подъема; совмещать работу любых механизмов подъемника. Маши­ нист не должен допускать перемещения грузонесущего органа, выдвижного монорельса в крайние-положения, при которых сраба­ тывают конечные выключатели, за исключением случаев, предус­мотренных инструкцией по эксплуатации, поднимать грузы на платформе, на которой нет бортов.

Нельзя поднимать людей на платформе грузового подъемника. Запрещается загружать кабину грузопассажирского подъемника огне- и взрывоопасными грузами и ядовитыми жидкостями в стеклянной таре без специальной упаковки. Не разрешается пере­ возить в кабине грузопассажирского подъемника одновременно груз и пассажиров.

Если в результате работы подъемника на стройке произошла авария или несчастный случай, машинист обязан остановить подъ­емник и не производить никаких работ до прихода администрации, в ведении которой находится подъемник.

Подпись: а —длинной стороной платформы перпендикулярно стене, б—то же, вдоль стены
После окончания работы машинист опускает в крайнее нижнее положение грузонесущий орган, выключает глав­ный рубильник, питающий подъемник, закрывает его на замок и сдает ключ дежурному слесарю или механику. Грузонесущий орган (платформа, кабина, клеть), а также направляющие механизма горизонтального перемещения груза очищают от грязи, мусора. Передвижной подъемник по окончании работы ставят на место, предназначенное для стоянки, и закрепляют против угона от ветра рельсовыми захватами. Машинист осматривает подъемник, в осо­бенности механизм подъема, тормоза, канаты, ловители; проверяет крепежные детали; подтягивает болты, гайки. Периодически конт­ролирует крепление настенных опор к мачте (шахте) и к зданию.

О неисправностях в работе подъемника, электрооборудования машинист делает запись в журнале сдачи и приемки, предупредив об этом производителя работ или механика.

Go to top