HomeПолезные статьи

Подъемники

 

.ПОДЪЕМНИКИ

Подъемниками называют грузоподъемные машины, транспорти­рующие грузы по вертикальному либо близкому к вертикальному на­правлению. В зависимости от назначения подъемника грузонесущими устройствами являются клети, ковши или площадки. Подъемники применяют на промышленных предприятиях, в жилых многоэтажных домах и на строительных площадках. Наиболее распространены клетьевые шахтные подъемники (лифты).

Лифты. Шахтные подъемники (рис. 97, 98) применяют для вертикального перемещения (подъема и спуска) грузов и людей (грузовые и пассажирские лифты). Их устройство, эксплуатация и нормы расче­та регламентируются правилами Росгортехнадзора.

Основными частями лифта (рис. 97) являются кабина 4,направляю­щее устройство 5 для кабины, шахта 6, противовес /, канат 2 для под­вешивания кабины и механизм подъема 3. В зависимости от высоты подъема и скорости движения лифты делят на тихоходные, быстро­ходные и высокоскоростные. Скорость движения кабины лифтов 0,15 ... 1 м/с, в высотных зданиях до 3,5 м/с. Грузоподъемность лифтов колеблется в значительных пределах: для пассажирских лифтов 140 ... ... 700 кг (от 2 до 10 человек), для грузовых лифтов 0,25 ... 10 т.

Обычно кабина лифта размещается в шахте, ограниченной со всех сторон сплошными несгораемыми стенками, в случае расположения лифта в лестничной клетке шахта ограничивается металлической сет­кой. Площадь пола кабины пассажирского лифта принимается из рас­чета 0,3 ... 0,5 м2 на одного человека. Сила тяжести кабины зависит от площади пола Аа. При грузоподъемности лифта 5 т сила тяжести ка­бины (кН) Gлг'З + Ац, где Аа — площадь пола кабины, м2.

В качестве механизма подъема в лифтах применяют лебедки бара­банного типа или лебедки с канатоведущими шкивами (рис. 99). В случае применения лебедки барабанного типа (рис. 99, я) канат, присоединяемый через блок к кабине, навивается на барабан и осу­ществляется подъем кабины. При большой высоте подъема барабан лебедки может достигать больших размеров, ограничивающих применение привода этого типа.

 

 

Более совершенным типом привода лифта является лебедкаgка­натоведущим шкивом (рис. 99, б), передающим тяговое усилие от дви­гателя канату трением. Канатоведущий шкив рассчитывают на проч­ность из условия передачи канату канатоведущим шкивом двойной статической нагрузки. На привод от канатоведущего шкива не влияет высота подъема лифта, что способствует их широкому применению.

Лифты могут быть о верхним и нижним расположением привода.' Лифты с верхним расположением привода (см. рис. 97) более компакт­

ные, особенно лифты с канато­ведущим шкивом, но в жилых домах в целях уменьшения шу­ма иногда применяют нижнее рас­положение привода (см. рис. 98). В этом случае кабина '6 лифта движется по направляющим 5 шахты 4. Кабина и противовес 3

 

соединены канатом 2, который приводится в движение лебедкой 1. Лебедку размещают в подвальном помещении. Лебедки как барабан­ного типа, так и с

 

канатоведущим шкивом оборудованы тормозом, который автоматически замыкается при выключении тока. Для созда­ния бесшумности и безопасности работы в механизмах подъема при­меняют червячные редукторы.

Подпись: (77)Для снижения нагрузки на двигатель кабину уравновешивают про­тивовесом. В зависимости от режима работы лифта сила тяжести про­тивовеса

спР = G+■ (1 — а) О,

где 0„ — сила тяжести кабины; Gr— наибольшая сила тяжести под­нимаемого груза; а — 0,4 ... 0,5 — коэффициент уравновешенности.

Подпись: (78)Мощность двигателя механизма подъема при установившемся дви­жении, кВт:

Р = (1 — сс) <j,u/i],

где v— скорость кабины, м/с; т| — общий КПД.

Стальные канаты для подвешивания кабины рассчитывают по наи­большему допускаемому напряжению с обязательным учетом массы кабины, массы канатов от точки сбегания с барабана или шкива до кабины и максимальной грузоподъемности лифта. Коэффициент запаса прочности для каната принимают 8 ... 15 в зависимости от скорости движения кабины, а также назначения лифта. Для уменьшения диа­метра блоков и канатов в лифтах применяют подвески из двух, четырех или шести канатов.

Для предотвращения самопроизвольного падения кабины все лиф­ты снабжены специальными механизмами — ловителями для немед­ленной остановки кабины в случае обрыва каната или при скорости движения кабины на 15% выше заданной. В последнем случае лови­тель приводится в действие ограничителем скорости.

Для тихоходных лифтов применяют ловители резкого торможения, а для быстроходных — ловители скользящего типа, которые останав­ливают кабину не мгновенно, а на некотором участке пути. Наиболее простым и распространенным типом ловителя является клиновой (рис. 100). Клин ловителя4соединен рычагом1с натянутым грузовым канатом2.При обрыве каната 2 клин под действием пружины 3 входитв зазор между колодкой 6 и направляющей 5. При этом башмаки7прижимаются к направляющей лифта 5 и останавливают кабину, со­единенную с башмаками. Схема привода ловителя при двухканатнойподвеске кабины приведена на рис. 101, а. При обрыве одного каната(рис. 101, б) траверса подвески2повернется и, воздействуя на рычаги 3, приведет в действие ловители 4.

Для ограничения скорости кабины применяют ограничители цент­робежного типа (рис. 101-, в). Они состоят из центробежного регулято­ра 1, зажимного устройства 2 и бесконечного каната 3, соединенного с ловителями кабины лифта 4. При увеличении скорости движения лиф­та и каната 3 выше Допустимой грузы центробежного регулятора /,

 

приводимого в движение бесконечным канатом 3, расходятся и приво­дят в действие зажимное устройство 2. Последнее останавливает дви­жение бесконечного каната. Остановившийся канат при движущейся кабине лифта заставляет сработать механизм ловителя.

Скиповые и строительные подъемники. Для подъема однород. ного сыпучего материала под большим углом наклона к горизонту или по вертикали применяют скиповые подъемники. Скиповый подъемник

(рис. 102) состоит из вертикальной или наклонной шахты 8 с направ­ляющими/, загрузочным устройством 6 и приямком 5. В стальной раме 4 шарнирно укреплен ковш 2, который при движении роликами 3 опирается на направляющую 1. Стальным канатом 9 механизм подъе­ма 10 поднимает ковш 2. За счет конфигурации направляющей 1 подня­тый наверх ковш опрокидывается и автоматически разгружается. В ка­честве подъемного механизма применяют лебедки барабанного типаgмашинным приводом. Скорость движения ковша скипового подъемни­ка выбирают в пределах 0,5 2,0 м/с. Вместимость ковша 0,5 ... 10 м3.

Строительные подъемники (рис. 103) применяют на строительных площадках для подъема различных материалов на верх сооружаемого здания. Несущая конструкция подъемника имеет незащищенные на­правляющие 1 для площадки 2, которая с помощью лебедки 3 передви­гается канатом 4. Грузоподъемность таких подъемников 0,5 ... 1,5 т при скорости движения площадки 1,0 ... 1,5 м/с.

 

Go to top