HomeПолезные статьиНеисправности подъемников, их механизмов и электрических схем.

Организация работы подъемников

 

 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПОДЪЕМНИКОВ


Схемы установки подъемников. Подъемники устанавливают сна­ружи и внутри здания или сооружения, на расстоянии от стены и оконного проема, указанном в инструкции по эксплуатации подъ­емника. Место установки зависит от конфигурации и конструкции здания (объекта), технологии и темпа строительства, вида матери­алов и расположения путей доставки их к подъемнику.

Опорные площадки под грузопассажирские подъемники долж­ны иметь твердое ровное покрытие из железобетонных плит (или монолитное), размеры которых указываются в инструкции по экс­плуатации. Плиты укладывают на твердый (утрамбованный) грунт, очищенный от строительного мусора, снега, льда. Недопустимо устанавливать подъемники на свежеотсыпанном грунте (над засы­панными пазухами, траншеями), который может просесть под нагрузкой. Грузовые мачтовые подъемники высотой до 27 м допу­скается устанавливать на утрамбованный грунт или на деревянный настил. Шахтные подъемники монтируют на бетонном основании, проект которого разрабатывается вместе с проектом сооружения, на котором устанавливается подъемник .При высоких темпах строительства на каждой секции здания во время отделочных работ размещают по одному грузовому мачтовому подъемнику. При высоте более семи этажей, помимо грузовых устанавливают еще и грузопассажирские подъемники, количество которых зависит от числа работающих на стройке рабочих. Мачтовые подъемники с не поворотными и не выдвижными платформами располагают либо длинной стороной платформы вдоль стены (рис. 48), либо перпендикулярно стене. Во втором случае без крепления к зданию (как свободностоящий) на высоту, допускаемую инструкцией по эксплуатации. Грузовые и грузопас­сажирские мачтовые подъемники устанавливают вдоль здания так, чтобы в зависимости от условий эксплуатации грузонесущий орган мог располагаться справа или слева относительно мачты (если конструкция подъемника допускает это), т. е. с правой или левой установкой. При необходимости подачи на крышу консольный участок мачты (возвышающийся над наиболее высокой настенной опорой) должен иметь длину не более 6 м для подъемников грузо­подъемностью 500 кг и более и не более 3...4 м для подъемников меньшей грузоподъемности.


Для жесткости консольных участков мачты устанавливают либо жесткие раскосы, либо гибкие растяжки из стального каната. Эти элементы крепят одним концом к мачте подъемника, другим — к зданию  Для выгрузки материала на крышу применяют площадки с высоким ограждением. Из кабин грузопассажирских подъемников


Зремб—Гнезно-1000 и ДМВ-1003/100 грузы и пассажиры выгружа­ются на инвентарные переходные площадки, спроектированные специализированной организацией и рассчитанные на нагрузку, равную грузоподъемности подъемника. С двух сторон площадки имеются ограждения высотой 1...1,2 м, которые должны выдержи­вать сосредоточенную нагрузку 800 Н. Площадки снабжены шахт­ными дверями или дверями, которые может открыть только машинист из кабины подъемника после того, как кабина прибудет на заданный уровень. Погрузка и выгрузка материалов грузовыми и грузопассажир­скими подъемниками, кабины которых оборудованы трапами, на этажи осуществляется через оконные проемы, балконы и лоджии. В зависимости от этого применяют различные конструкции настен­ных опор для крепления мачты. Конструкция и места установки настенных опор должны быть согласованы со строительной или проектной организацией, разработавшей техническую документа­цию на здание. Настенные опоры чаще всего выполняют в виде Г- или Т-об­ разных кронштейнов с боковыми подкосами. Если на здании нельзя установить типовые настенные опоры, разрабатывают индивидуальный проект крепления мачты. Шахтные подъемники при строительстве труб крепят растяжка­ ми в соответствии с проектом их установки. При установке снаружи

 

   


зданий (например, бетоноподъемник БП-0,5) шахтные подъемники крепят, как мачтовые.

Организация рабочего места машиниста. Пульт управления подъ­емником (рис. 49) размещают таким образом, чтобы обеспечить обзор погрузочно-разгрузочных работ, выполняемых на земле и на различных этажах, расположение груза на платформе, клети во время перемещения груза, кроме того, учитывают психофизиологические особенности человеческого организма, чтобы добиться наи­ меньшей утомляемости машиниста.

Пульт управления или кабину машиниста грузового подъемни­ка, расположенную на земле, целесообразно устанавливать со сто­ роны платформы (выдвижной рамы, монорельса) таким образом, чтобы машинист видел подъемник под углом 45° (в плане) к зданию. Расстояние от кабины (пульта) до подъемника должно быть при­ мерно равным 2/3 максимальной высоты подъема. Пульт распола­гают над уровнем земли так, чтобы расстояние от него до глаз машиниста было не менее 2 м.

Режим работы. Режим работы подъемников складывается из календарного времени на выполнение основной работы и переры­вов по различным причинам. Время, затрачиваемое на выполнение технологического процесса и неизбежные технологические переры­вы (установка сменных грузозахватных приспособлений и др.), перерывы для сдачи-приема смены и выполнение технического обслуживания, называется рабочим временем. Минимальные пере­рывы по организационным причинам допускаются условно 0,5 ч на смену.

Режим работы бывает сменный, суточный, годовой.

Сменный режим работы зависит от типа машины и ее грузоподъемности и предусматривает распределение сменного вре­мени на отдельные отрезки, в течение которых машина выполняет основные операции и имеет перерывы в работе. Сменный режим для подъемников, работающих на строительстве определенных ти­пов зданий, уточняют в зависимости от конкретных условий. Так, при работе в одну смену из сменного режима исключают время на передачу подъемника одним машинистом другому после окончания смены. При ограниченном периоде строительства (например, летом) уменьшают время на простои по организационным причинам и метеоусловиям.

Суточный режим определяет количество смен работы подъемника в течение суток и, в первую очередь, зависит от принятой организации работ на строительной площадке. Годовой режим работы определяется для конкретных условий эксплуатации с учетом района строительства, мощности и расположения ремонтной базы и объектов, а также эксплуатацион­ных особенностей машин. При расчете годового режима учитывают только те перерывы, которые занимают целиком смену или сутки, праздничные и выходные дни, перерывы, связанные с демонтажом, перевозкой и монтажом на новом месте, простои из-за неблагоп­риятных метеоусловий, время на техническое обслуживание и ре­монт, непредвиденные простои по организационным причинам.

Производительность. Различают техническую и эксплуатацион­ную производительность подъемников.

Техническая производительность — это количество тонн груза, поднятого за определенный промежуток времени (час, смену). Техническая производительность определяется с учетом всех эле­ ментов цикла (погрузки, разгрузки, вертикального и горизонталь­ного перемещения грузонесущего органа) работы подъемника, которые обеспечивают выполнение работы в минимальное возмож­ное время.

Эксплуатационная производительность определяется с учетом дополнительных потерь времени на мелкий ремонт, тех­ническое обслуживание, отдых машиниста и рабочих, а также простои из-за метеоусловий, смены грузозахватных приспособле­ний, переадресовки грузов с этажа на этаж.

Организация труда. Машинист вместе с такелажниками состав­ ляет звено, обслуживающее подъемник. Состав звена и квалифика­ция его членов устанавливаются Едиными нормами и расценками на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР). Звено может входить в бригаду или подчиняться непосред­ственно производителю работ, мастеру.

В ЕНиР определяются также состав работ подъемника, норма времени и расценка на один подъем (цикл). При этом цикл состоит из следующих операций: загрузка грузонесущего органа; подача сигнала о готовности к подъему; подъем груза; разгрузка грузоне­сущего органа; погрузка порожней тары; возвращение тары и раз­ грузка ее с перемещением на расстояние до 3 м.

При обслуживании нескольких подъемников одним машини­стом снижаются эксплуатационные затраты, уплотняется рабочий день машиниста и повышается производительность труда.

Снижению ручного труда при работе подъемников способствуют использование контейнеров и пакетирование материалов на складах и заводах (домостроительных комбинатах). Например при исполь­зовании подъемника ТП-17А, который оборудован механизмом для

вертикального перемещения груза до 2 м и обеспечивающий опу­скание его на междуэтажное перекрытие, можно производить до­ ставку грузов на этажи «с колес», т. е. выполнять механизированную разгрузку автомобилей-самосвалов, загруженных контейнерами или пакетированными грузами, и подачу их на высоту с последующим горизонтальным перемещением внутрь здания и опусканием на междуэтажное перекрытие. При этом за счет контейнеризации и пакетирования грузов отпадает необходимость в ручном труде при загрузке грузонесущего органа в крайнем нижнем положении и разгрузки его на этажах, исключается необходимость в автокране для разгрузки автомобилей-самосвалов. За счет сокращения време­ни на проведение погрузочно-разгрузочных операций в итоге уве­личивается производительность подъемника. В случае необхо­димости при помощи механизма вертикального перемещения мож­но осуществлять промежуточное складирование указанных грузов на площадке рядом с подъемником после разгрузки автомобиля. Эти грузы по мере необходимости в дальнейшем могут быть подняты подъемником и поданы на этажи. При использовании контейнеров на колесах облегчается транспортирование груза по этажу (внутри- этажный транспорт), а также обеспечивается сохранность материа­лов.

Характеристика транспортируемых грузов. При загрузке подъем­ника учитывают, что масса съемных грузозахватных приспособле­ний и тары включается в грузоподъемность машины.

С помощью подъемников транспортируют строительные мате­ риалы, штучные грузы, механизированный инструмент, санитарно- техническое оборудованной др. (табл. 33, 34).

            По габаритным размерам все транспортируемые с помощью подъемников грузы разделяют на четыре основные группы: 1 — транспортабельные (80...90 % всех грузов); 2 — сыпу­чие и растворы; 3—крупногабаритные; 4 — длинномерные. Транспортабельными считаются штучные грузы: рулоны рубероида и обоев, бидоны, банки с красками и т. д. К сыпучим относят песок, гравий, керамзит; к крупногабаритным — гипсокартонные листы, фанера, шкафы, ванны; к длинномер­ным — доски для покрытия полов, лаги, плинтуса, трубы.

Вместимость тары (ящиков) для транспортирования сыпучих и жидких грузов (керамзита, песка, штукатурного раствора, бетонной смеси) должна соответствовать грузоподъемности подъемника (с учетом подъема материала, обладающего наибольшей плотностью и массой тары).

Для транспортирования штучных грузов применяют стоечные и ящичные поддоны типа ПС и ПЯ. Комплекты некоторых грузов (например, отделочных материалов на комнату или квартиру: обои, клей, краски) транспортируют в контейнерах грузоподъемностью 250...500 кг (ящик с крышкой, закрываемой на замок). Многие штучные материалы транспортируют на платформе или в подвесных клетях в той таре, в которой они поступили с завода-изготовителя, например краску, олифу — во флягах, замазку, шпаклевку — в мешках.

Максимально возможное количество людей, которое можно перевозить в кабине грузопассажирского подъемника, определяется как частное от деления номинальной грузоподъемности на расчет­ ную массу одного человека (80 кг). При этом остаток от деления не учитывают.

Go to top