HomeПолезные статьиУправление подъемниками

Управление подъемниками

 Основная задача машиниста — обеспечить безопасное переме­ щение и точную остановку грузонесущего органа на заданной высоте и, при наличии соответствующего устройства,— подачу груза внутрь здания.

Грузовыми подъемниками машинист управляет с наземного выносного пульта, расположенного в 5...30 м от основания подъем­ ника (в зависимости от высоты здания), или вспомогательного пульта, расположенного на грузонесущем органе подъемника.

Машинист грузового подъемника, находящийся на расстоянии от рабочих, загружающих грузонесущий орган внизу и разгружаю­ щих его на этажах, управляет подъемником по сигналам этих рабочих. Система сигналов (знаковых, звуковых) должна быть приведена в инструкции по эксплуатации. В случае необходимости машинист участвует вместе с рабочими в загрузке грузонесущего органа внизу.

На кнопочном пульте управления есть таблички с надписями, которые указывают направление движения механизмов подъема («Вверх», «Вниз») и механизмов подачи груза в проем здания («Вперед», «Назад»), или оперативная маркировка, обозначающая стрелками направление движений. Пульты подъемников без систе­ мы адресования оборудованы кнопками с самовозвратом, чем обес­ печивается нулевая блокировка и автоматическое возвращение их в исходное положение. Во время подъема (опускания) груза маши­ нист должен держать соответствующую кнопку нажатой; как только кнопка будет отпущена, разорвется цепь управления двигателем и он остановится. В случае («залипания» (заедания) кнопки подъем­ ник останавливают аварийной кнопкой «Стоп».

Подъемниками большой высоты управляют с помощью сис­ темы адресования. Машинист задает требуемый этаж при помощи специального устройства на пульте управления или на грузонесущем органе. Адресователь автоматически останавливает грузонесущий орган после подъема его на требуемый этаж.

Иногда вместо адресователей применяют упрощенные системы точной остановки грузонесущего органа. При использовании их машинист сам считает этажи, включив заранее кнопку системы точной остановки, когда грузо­ несущий орган находится от требуемого этажа на расстоянии менее высоты между соседними этажами (система точной остановки включается после прохождения подъемником этажа, предшествую­ щего требуемому).

На подъемниках ЖК-40М и ПМС-0,32 рабочий, находящийся на этаже, останавливает грузонесущий орган, натягивая рукой протянутый вдоль мачты сигнальный канат, который воздействует на конечный выключатель в цепи управления двигателя механизма подъема.

Введение груза в проем здания и опускание его на междуэтажное перекрытие выполняет рабочий, находящийся на этаже: на подъ­ емниках ТП-16 —вручную приводными механизмами, на подъем­ никах ТП-14, ТП-17, ТП-17А и ПГП-27-500 — механизмами с электроприводом, управляемым при помощи вспомогательных пультов с самовозвратными кнопками. На подъемниках ПГМ-7613, ПГМ-7623 и ПГМ-7633 введение груза в проем здания осуществ­ ляется путем нажатия кнопки «Вниз» на пульте управления меха­ низмом подъема (грузовая каретка при этом зафиксирована на упоре мачты), а выдвижение из проема—нажатием кнопки «Вверх». Опускание груза на междуэтажное перекрытие осуществляется вручную при помощи лебедки (аналогично подъемнику ТП-16).

На подъемниках ЖК-40М и ПМС-0,32 перемещение тележки с грузом, находящейся на грузовой платформе, производится на этаже вручную.

На подъемниках с многомоторным приводом совмещение ра­ бочих операций категорически запрещается. Переключать механиз­ мы с прямого хода на обратный можно только после его полной остановки, так как внезапное реверсирование может привести к поломке механизма и аварии подъемника.

Грузопассажирскими подъемниками машинист управляет толь­ ко из кабины с помощью рычажных и кнопочных аппаратов. Он при этом следит за правильностью загрузки и выгрузки груза и высадки людей на этажах, сопровождая их во время вертикального перемещения. В обязанность машиниста входит закрывание и открывание дверей шахты и кабины, выдвижение (опускание) и уборка выходного трапа, пуск и остановка подъемника.

Для обеспечения точности остановки подъемника машинист должен подавать сигнал на остановку заблаговременно. Величина опережения зависит от быстродействия тормоза, состояния его колодок, массы поднимаемого груза и определяется при пробных пусках. На некоторых грузопассажирских подъемниках есть кнопка

точной остановки кабины, которую нажимают перед подходом кабины к необходимому этажу.

Кабину вызывают на нужный этаж по телефону (подъемники МГП-1000, шахтные) или при помощи односторонней громко­ говорящей связи (подъемник ПР1- 172А).

Управление подъемниками, рис. 47

При дистанционном управлении грузовым подъ­ емником машинист находится в ка­ бине, которая снабжена системой связи (телефон) и имеет хороший обзор, чтобы можно было контро­ лировать положение грузонесущего органа.

При совместной ра­ боте (в соответствии с инструк-цией ВСН-120-75 Главмосстроя) нескольких подъемников или подъемников и люлек в одной вертикальной плоскости, если расстояние между ними не менее 5 м, машинист находится в кабине (рис. 47) с пятью окнами (два —лобовых, два —боковых, одно —верхнее), что обеспечива­ ет нормальный обзор. На крыше установлена выдвижная телеско­ пическая стойка для электрического кабеля, идущего к подъемникам. Кабину располагают так, чтобы можно было визу­ ально наблюдать за всеми подъемниками. Расстояние от нее до наиболее удаленного подъемника не более 20 м, а обзор не менее чем на 180°. Внутри кабины устанавливают пульты управления (например, четыре на каждый подъемник), вводный рубильник, телефон, обогревательные приборы.

 

При обслуживании группы подъемников одному машинисту не разрешается одновременно включать несколько машин. Он может управлять только одним подъемником. Между рабочими, обслуживающими подъемники, и машинистом поддерживается связь с помощью телефона, условных знаков, звуковых и световых сигналов. Машинист управляет подъемником только по сигналам этих рабочих.

Go to top